Строительство деревянных домов
строительство деревянных домов
Строительство, отделка, ремонт
» » «Реновация — это проект модернизации города»

«Реновация — это проект модернизации города»



В Стройкомплексе столицы готовы к первой волне переселений.

2017 год стал по-настоящему знаковым для столичного строительного комплекса. Открыты долгожданный парк «Зарядье» и обновленная Большая спортивная арена «Лужники» — уникальные проекты мирового уровня. Принята и уже реализуется программа реновации, которая улучшит жилищные условия миллионов москвичей и позволит создать современную городскую среду нового качества. Стартует проект создания Московских центральных диаметров, который обещает коренным образом изменить транспортную систему столицы. Пока еще мечта, но скоро реальность: пересечь Москву из конца в конец через центр можно будет всего за 30 минут. Продолжают воплощаться начатые ранее грандиозные мероприятия по развитию метрополитена и улично-дорожной сети. Наступающий 2018 год обещает быть не менее ярким на события: новые школы, поликлиники, детские сады, метро и дороги придут в те районы столицы, где их ждали десятилетиями. В канун Нового года «Московский комсомолец» вспоминает о самых значимых для города открытиях и рассказывает, каких подарков ждать москвичам от строителей в 2018 году.

В феврале 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил о готовящейся в столице программе реновации жилого фонда. За короткий срок — менее чем за год — завершена подготовительная стадия программы: разработан и утвержден московский стандарт качества жилья, проведено голосование жителей и сформированы списки участников программы, приняты Закон города Москвы и поправки в Федеральный закон «О статусе столицы Российской Федерации», регламентирующие реновацию, подобраны стартовые площадки, объявлены архитектурные конкурсы.

Сейчас программа реновации вступает в фазу практической реализации. Завершается разработка графика переселения, и уже в феврале 2018 года первые участники программы смогут переехать в новые квартиры.

На прошедшей 13 декабря в Москве международной конференции «Реновация — создание комфортной городской среды. Для жизни и работы» эксперты обсудили те задачи, которые ставит программа реновации перед городскими властями, проблемы, связанные с градостроительными и архитектурными инновациями, возможности развития территорий и другие вопросы.

Многие сравнивают существующий проект реновации с советским переселением москвичей из бараков в те самые хрущевки, срок которым уже подошел. Только есть одно большое «но»: первое переселение было не «на вырост». Задача, которая стояла перед руководством в тот момент, — дать людям крышу над головой. Поэтому один из важнейших вызовов, который стоит перед новым проектом, — решить проблему комфортного жилья на долгие годы вперед, чтобы будущему поколению не пришлось над этим задумываться.

С другой стороны, реновация дает возможность развития новой строительной индустрии, возможность возникновения качественно новой градостроительной политики. В Стройкомплексе столицы признают: они готовы осилить первую волну реновации. «У нас есть для этого воля, закон, деньги и мощности». Как уточнил глава ведомства Марат Хуснуллин, сейчас в проектировании и строительстве находится 236 площадок объемом 3,5 миллиона квадратных метров.

«Не просто снос пятиэтажек»

Если посмотреть на вопрос более широко, то окажется, что сейчас уже 50% мирового населения проживает в больших городах. Идет активный процесс глобализации, и уже к 2035 году в мегаполисы переедут 70% населения земного шара. И процесс этот необратим.

— Именно поэтому сегодня реновация — это не просто проект сноса хрущевок, а проект модернизации города и увеличения его возможностей, — подчеркнул Хуснуллин. — Решая задачу реновации, мы параллельно решаем сразу несколько задач: преобразования транспорта, изменения общественных пространств и промышленных зон, которые давали бы возможность увеличения налоговой базы, преображения парков и зон отдыха.

Заместитель мэра отметил, что сегодня в мировой глобальной конкуренции — а Москва именно что мировой мегаполис — город должен бороться за человеческий капитал. Что это значит? Чем больше в городе свободных, образованных людей, профессионалов, тем больше гарантий конкурентоспособности. А люди сейчас для жизни в городе хотят иметь жилье совершенно другого уровня. Не бараки, не хрущевки, не просто «крышу над головой», а большие, светлые, комфортные квартиры.

— Людям нужна свобода выбора: где жить, где работать, как добираться до работы, — считает Хуснуллин. — И при проектировании программы реновации мы стали совершенно по-другому подходить к городским территориям.

Подход, действительно, иной в корне — именно по отношению к назначению территории, к ее смыслу. Во-первых, речь идет о квартальной застройке, о смешанной застройке с первыми этажами, на которых будут выделены рабочие места. Власти города серьезно подходят к вопросу паркования: как именно и где ставить машины? Неудачный существующий опыт с авто, брошенными на газонах, повторять нельзя. С другой стороны, улично-дорожная сеть была изначально меньше, поэтому для ее усовершенствования нужно полностью менять логику движения внутри квартала. При этом транспортная система будет не только усовершенствована, но и увязана с городским транспортом, с метро и дорогами.

Транспортный каркас улучшит программу

О транспорте стоит поговорить отдельно. Дело в том, что без решения транспортных проблем нельзя заниматься реновацией. Ведь что, по сути, будет? Массовое перераспределение внутри города. И Москва должна быть готова к такой нагрузке.

— Мы хотим построить весь транспортный каркас так, чтобы реновация его не ухудшила, а улучшила, — заметил Хуснуллин, — и у нас это получается.

Сейчас метро в Москве развивается как никогда. Только в будущем году планируется ввести в эксплуатацию 10 новых станций. А с учетом того, что уже сделано, планируется каждый год выдавать не меньше 20 километров линий подземки. Как отметил Хуснуллин, в Москве уже проложено «80 тоннелей метро, сегодня идет уже полноценное строительство». Глава Стройкомплекса рассказал, что новые ветки в будущем могут появиться и в Рублево-Архангельском, и в Троицке. Кроме того, есть вариант продлить Люблинско-Дмитровскую линию от станции «Селигерская» в поселок Северный.

— Сейчас мы активно занимаемся автомобильными дорогами, — продолжил Хуснуллин. — Буквально за шесть лет мы увеличили улично-дорожную сеть больше чем на 15%, а мостов стало больше на 30%. То есть каждый объект в столице — новый. И эта работа — единственный шанс уберечь город от транспортного коллапса. Действительно так: мы рассчитали, что если ничего не делать, то еще в 2013–2014 годах мы бы встали в пробку. Да, сейчас проблемы еще есть, но у нас получается хотя бы немножко добавить скорости на дорогах.

Первые пять пилотных площадок, на которых отработают градостроительные подходы к программе, уже определены. Проекты по ним представят 20 команд — финалистов международного конкурса. Какие задачи ставились перед участниками проекта?

— Главной задачей было все-таки применить новые градостроительные подходы к планированию микрорайонов, — считает Хуснуллин. — Мы взяли район, где очень много домов попали в программу, взяли район, где в программе оказалась половина. Потому что наша задача не просто снести дома, а создать целый новый образ жизни на определенной территории. Создать дворы без машин, создать больше зеленых насаждений, лучшие пешеходные связи. Для этого мы рассчитываем получить лучшие мировые и российские практики.

В итоге интерес к...


...проекту был большим: как со стороны российских компаний, так и со стороны архитектурных звезд мировой величины. По словам заместителя мэра, независимая комиссия, обсуждавшая предложенные варианты, выбрала пять лучших проектов, которые и опробуют в пилотных районах. Идеи остальных компаний не пойдут на свалку: их будут использовать при градостроительном планировании.

— Мы ведь последние 30 лет не занимались квартальной застройкой, — рассказывает Хуснуллин. — Если вспомнить опыт нашей прошлой кампании, мы ведь тоже не на пустом месте начали заниматься программой — снесли 1722 дома и переселили людей. Где-то получалось заниматься небольшими микрорайонами, где-то отдельными домами. Сейчас же стоит совершенно другая задача — собрать компетенции мирового уровня на старте нашей программы.

Естественно, москвичей волнуют детали программы. Как плотно будут стоять дома? Насколько зеленым будет район?

— Решение о том, какая застройка будет в районах, примут архитекторы, — объяснил Хуснуллин. — В целом мы не выйдем на плотность застройки более 25 тысяч на один гектар. То есть не плотнее, чем существующая застройка. Может, где-то будут высокие доминанты.

И все же некоторые из присутствующих на конференции архитекторов приоткрыли завесу тайны и рассказали о работе над проектом в своих кварталах. Жан Пистр, руководитель и соучредитель архитектурного бюро «Valode & Pistre», принимает участие в реновации площадки Головинского района.

— В нашем квартале нам показалось очень важным использовать то природное наследие, которое нам досталось, — считает Пистр. — Мы решили превратить район в парковую зону и при этом создать такую транспортно-уличную сеть, которая использовалась бы и для авто, и для пешеходных маршрутов. Мы решили предложить такое разнообразие масштаба и типологии застройки с разными примерами на одном типе участка, чтобы посмотреть на реакцию жителей. Наша главная задача — избегать навязывания готового решения, чтобы создать разнообразный ансамбль в парковой зоне.

Сергей Чобан, архитектор, руководитель российского архитектурного бюро SPEECH и немецкого архитектурного бюро NPS TCHOBAN VOSS, рассказал, что они предлагают проект реновации абсолютно умеренной этажности по отношению к городским доминантам, которые являются продолжением крупных градостроительных осей. По мнению Чобана, в проекте важны детали: прекрасные входные холлы, дверные ручки, ящики в подъезде: «Мы должны работать над созданием более тонких деталей, у нас есть такой опыт. Опыт создания деталей, в которые люди могут влюбиться».

— В этой новой градостроительной программе смогут найти себе место многие архитекторы, — считает Чобан. — И те, кто строит башни интересной формы, и те, кто предпочитает дома спокойной архитектуры. Да, есть люди, которые предпочитают жить в башнях, и у нас должны быть предложения на любой вкус. Хотя при этом мы должны думать об умеренной этажности.

Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев отметил, что очень волновало: не будут ли горизонтальные хрущобы заменены на вертикальные? Не сведется ли реновация к тому, что изжившие себя дома пяти этажей заменят на 30-этажные? Не станет ли, иными словами, реновация катастрофой?

— Она, похоже, не только не станет катастрофой, — ответил на свои вопросы Фадеев. — Программа реновации может стать началом качественного развития территорий. И Общественная палата, несомненно, такой подход поддерживает. Если Москве это удастся, то, конечно, это станет примером для всей страны.

Работа с людьми — неотъемлемая часть реновации

Все эксперты конференции подчеркивали: главной ценностью программы реновации всегда был человек. Подтверждением тому и принятые социальные гарантии, и возможность выйти из проекта в любой момент.

— Изменение общественных приоритетов и моделей использования общественного пространства формирует запрос на новое качественное развитие города, — считает руководитель Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин. — В основе этих приоритетов и моделей лежит ценность человеческого капитала, обратная связь и коммуникация, вовлечение людей в процесс создания городской среды.

Лёвкин подчеркнул: Москва всегда была открытым для своих жителей городом. С 2009 года в столице проходят публичные слушания в общем доступе. Работают электронные сервисы, в том числе «Активный гражданин», где каждый житель может свободно высказать свое мнение по той или иной проблеме. Если говорить о градостроительной сфере, то на городском портале в кабинете застройщика можно изложить вопросы по той или иной проблеме. Открыт контакт-центр комплекса, где любые вопросы заносятся в базу. Причем есть три уровня восприятия информации: простые вопросы, сложные и очень сложные. Специально для реализации проекта реновации в Москве был создан общественный штаб при Общественной палате, который абсолютно независим от власти.

— Весной этого года Департамент информационных технологий провел исследование порталов Москвы и Нью-Йорка, — продолжает Лёвкин. — Нью-Йорк считается гуру с точки зрения открытости. При этом Москва опережает Нью-Йорк по покрытию метро сетью вай-фай и по посещаемости городских сайтов.

Левкин подчеркивает: власти с первого дня программы поставили цель взаимодействовать с людьми.

— Чтобы максимально вовлечь всех жителей — людей разной активности и разного ареала проживания, — было создано три формы голосования: «Активный гражданин», МФЦ и самый главный из них — общее собрание собственников. Последний имеет приоритет над всеми остальными, что прописано в специальном постановлении. Там же прописано, что в любой момент любой дом может выйти из программы.

Чтобы люди не покупали «кота в мешке», в рамках Урбанфорума, который прошел в Москве этим летом, был открыт шоу-рум: реальные модели квартир в новых домах. Городские власти были совершенно открыты для всех предложений и критики — любой желающий мог высказать свои пожелания по проекту. В итоге шоу-рум проработал чуть меньше месяца, в первые дни его посетило около 7–8 тысяч человек.

— Мы получили обратную связь, — сказал Лёвкин. — Пришли простые люди, живущие в пятиэтажках, рассказали, что им нравится, а что нет. И создавая новый шоу-рум, который сейчас работает на ВДНХ, мы уже учли 99% пожеланий. Хотя понятно же, что вкусы у всех разные и всем не угодишь: одному хочется раздельный санузел, другому — совмещенный.

Все пожелания, которые оставляют жители, не выбрасываются: они систематизируются и на их основе корректируется техническое задание.

— С момента открытия нового шоу-рума квартир по программе реновации на ВДНХ в сентябре текущего года его посетило около 34 тыс. москвичей. Шоу-рум на ВДНХ работает с сентября. Ежемесячно его посещает около 11 тыс. человек. Каждый день его посещает около 350 человек. В выходные — 1,1–1,2 тыс. человек. 70% посетителей шоу-рума оставили положительные отзывы об увиденном. Для нас очень важно, что отзывы хорошие, — рассказал Лёвкин.

Анна Сергеева 

Контакты:
Адрес: Светловская, 17-г, 121287, Москва,
Телефон:+7 971-921-16-24, Электронная почта: contact@rekvartira.ru дома из дерева
«Реновация — это проект модернизации города»

Опубликовано 21.12.2017, автором , в разделе Новостройки Москвы

возможно вас заинтересуют другие предложения:
«Москва стала городом не для машин, а для людей»...

Марат Хуснуллин о градостроительном развитии столицы, программе реновации и создании уникальных...

20 дек 2017
Марат Хуснуллин: «Москва стала городом не для машин, а для людей»...

Марат Хуснуллин о градостроительном развитии столицы, программе реновации и создании уникальных...

20 дек 2017
Об итогах градостроительного развития Москвы в 2017 году и задачах на 2018 год...

Доклад заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы М.Ш. Хуснуллина. Уважаемый Сергей Семенович!...

29 дек 2017
«Лужники» и «Зарядье» стали объектами мирового уровня...

Интервью заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата...

29 дек 2017
Марат Хуснуллин: «Лужники» и «Зарядье» стали объектами мирового уровня...

Интервью заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата...

29 дек 2017
Марат Хуснуллин: «Внебюджетных денег в программе реновации не будет. Это абсолютно...

«Изучив весь мировой опыт по частям, видим, что пока только мы решились внутри мегаполиса взять и...

20 ноя 2017
Марат Хуснуллин: «Весь мир к нам будет ездить учиться реновации»...

«Изучив весь мировой опыт по частям, видим, что пока только мы решились внутри мегаполиса взять и...

20 ноя 2017
Марат Хуснуллин: «Весь мир к нам будет ездить учиться реновации»...

«Изучив весь мировой опыт по частям, видим, что пока только мы решились внутри мегаполиса взять и...

20 ноя 2017
Скоростными маршрутами. Власти Москвы запускают наземное метро...

Столичную транспортную систему ждут революционные перемены. Власти города совместно с «Российскими...

20 ноя 2017
Большую кольцевую линию метро достроим в 2021 году...

Марат Хуснуллин о транспортном строительстве, начале переселения граждан по программе реновации и...

27 фев 2018
Уникальные проекты современных дизайнеров: когда деревья становятся частью архитектурного...

Уникальными являются проекты домов, в дизайне которых использованы растущие деревья. Смело,...

08 май 2018
Мега-проекты 2017 года: «Лужники», «Зарядье» и программа реновации жилья...

2017 год стал «урожайным» по открытию знаковых объектов. После масштабной реконструкции возродился...

09 янв 2018

 

вверх